«Какой роман моя жизнь!» - это знаменитое восклицание Наполеона вполне может быть применимо, с поправкой на масштаб, и к жизни Никоса Казандзакиса, исколесившего практически весь цивилизованный мир (кроме Америки), причём не в статусе современного туриста – живя в гостиницах по путёвке и отправляясь на групповой осмотр достопримечательностей – но всякий раз плотно знакомясь с местной культурой и её деятелями самого высокого ранга. Огромное творческое наследие писателя, плоды его размышлений и многочисленных, разносторонних и парадоксальных путевых впечатлений так и просились сюжетом для какого-нибудь романа. И вот теперь этот роман, наконец, написан.
Но неверно будет считать его своего рода биографией писателя, хотя автором при написании использовалась зарубежная периодика и другие источники, ранее не переводимые в России (но в немалых количествах переведённые мной, в том числе и в этом журнале), а прототипами многим героям послужили реальные лица. Просто Казандзакис в своём творчестве и публицистике, да и всей своей жизнью практически идеально живописует всю палитру идей, исповедуемых западными интеллектуалами первой половины XX века – именно эти идеи, их столкновения, последствия и спокойно-отчуждённый анализ образуют сердцевину книгу.
Вскоре после провозглашения в России Страны Советов представители творческой интеллигенции Запада начали с восторгом аплодировать становлению большевистского государства, даже не видя его воочию. А уже в конце 1920-х – начале 1930-х годов десятки писателей, среди которых были и именитые, и не очень известные, стали гостями той самой загадочной и манящей для них Страны Советов. Вернувшись домой, эти деятели культуры привезли ворох самых радужных впечатлений. Для кого-то это была дань модным веяниям эпохи, для кого-то – поза, для кого-то – способ получения преференций в виде огромных тиражей в СССР или таких негласных, но всем очевидных подарков от красного Кремля, как обильные средства на издание европейских газет и журналов.
Но, помимо вполне ангажированных леворадикалов, чьи книги сегодня никто и читать не будет в силу их художественной бедности, среди поклонников русского коммунизма были и люди, казалось бы, искренние и при этом ослепительно одаренные. Неужели они сумели не разглядеть очевидных трагических моментов, сопутствовавших становлению нового государства? И, если все-таки разглядели, тогда что же послужило причиной их славословий в адрес обитателей Кремля и проводников коммунистической идеи на местах? Действие романа начинается с описания путешествия греческого писателя и поэта, интеллектуала и мистика по России периода НЭПа и ближайших после него лет. Чем обернутся его поиски новой духовности?
( Read more... )